Главная  :: Статьи  :: Врождённая расщелина губы и нёба

Врождённая расщелина губы и нёба

Наличие  врождённой  расщелины  губы  и  нёба  ставит  ребёнка  с  момента  рождения  в  условия  существования,  отличающиеся  от  здоровых  детей..

Так  рождение  ребёнка  с  данной  аномалией  развития  становится  психической   травмой  для  матери.  Она  испытывает душевные  страдания, ощущение  безысходности, беспомощности,  находится  в  состоянии  эмоционального  стресса….

Всё это  нарушает симбиотическую  связь,  при  которой мать  и  ребёнок  нуждаются  в непосредственном  эмоциональном  общении  друг  с  другом. Нарушение  ведущей  деятельности  данного  возраста  уже  ведёт  к  задержке  в  психическом, в  том  числе  и  речевом  развитии  ребёнка. У  детей крайне  низка  звуковая  активность, издаваемые  звуки  однообразны, интонационально  невыразительны..

В  связи с  анатомическими  дефектами  артикуляционного  аппарата  нарушаются  условия  протекания  долингвистического    развития. Не  формируются  вовремя  и в  полном  объёме  предречевые  локализазии. Ребёнок  лишается  интенсивного  лепета  и  естественно  артикуляционной  игры.  Этим  самым  обедняется  этап  подготовительной  настройки  речевого  аппарата… Из-за   нарушения  аэродинамических  условий  речеобразования,а  именно.,  в  связи  с утечкой  воздуха  через  носовые  ходы, звуки. Издаваемые  ребёнком,  приобретают  носовой( гнусавый)  оттенок,  неозвучиваются  и  тем  самым  не  получают  слухового  подкрепления.

Нарушение  нёбно-глоточных  структур ведёт к компенсаторному  перемещению артикуляционных  зон, к поискам  удобного артикуляционного  участка,  в результате  образуются  неправильные  способы  овладения  звуками

Закреплению  неправильных   артикуляций   способствует  также патологическая позиция  языка и глотки: кончик  языка  оттянут  от резцов, корень  языка  занимает  высокую позицию, сдвинут в заднюю зону  ротовой  полости, глотка находится  в приподнятом  состоянии. Движение языка, губ,.челюсти ограничены  в связи  с компенсаторным  напряжением  их  мышц. Ребёнок  слабо ощущает положение и движение  органов артикуляции. Это  затрудняет выполнение    целенаправленных  движений, усиливает  явления « диспраксии», нарушения звукопроизношения.  Таким  образом,  при неблагоприятных  условиях воспитания  у  детей  с  врождённой  расщелиной  губы и  неба  отстают  в развитии:

-механизмы   слухового приёма и  контроля;

-механизмы   управления и контроля за движением  органов артикуляции;

-психологическая   база  речи ( внимание, память, воображение )

Поэтому  предупреждение  задержки  речевого развития  у  детей с данной  аномалией  развития  должно вестись  в  плане:

-развития  потребности   в общении;

- стимуляции  гуления и  лепета;

- формирования  зрительного  сосредоточения;  способности  следить движужимися  предметами;

- развития  слухового   сосредоточения;  умения  локализовать  звук  в пространстве

Развития  и  общей  и  мелкой  моторики  пальцев  рук

Формирование  артикуляционного  праксиса  и  вызывания  звуков  родного  языка.

Формирование  артикуляционного  праксиса  у  детей  преддошкольного  возраста  следует  проводить  опосредованным  путём;  так  как  у  них  отмечается  задержка  в   формировании  контроля  и управления  органами  артикуляции.

Дети  еще  не ощущают  положение  языка, губ, челюсти при произнесении  того  или  иного  звука.

Поэтому  артикуляционная  гимнастика   проводиться не  по  прямой  словесной  инструкции  взрослого, а опосредованным  путём, путём  вызывания  образа  того  или

иного артикуляционного  движения, позы  или  звука. Путём игротерапии..

Таким образом  для  детей с  врождённой  расщелиной  губы  и  нёба  в этом  возрасте  нельзя  принуждать  к  выполнению  движений  а следует  побуждать  к  выполнению  опосредованным  путём.