Врождённая расщелина губы и нёба
Наличие врождённой расщелины губы и нёба ставит ребёнка с момента рождения в условия существования, отличающиеся от здоровых детей..
Так рождение ребёнка с данной аномалией развития становится психической травмой для матери. Она испытывает душевные страдания, ощущение безысходности, беспомощности, находится в состоянии эмоционального стресса….
Всё это нарушает симбиотическую связь, при которой мать и ребёнок нуждаются в непосредственном эмоциональном общении друг с другом. Нарушение ведущей деятельности данного возраста уже ведёт к задержке в психическом, в том числе и речевом развитии ребёнка. У детей крайне низка звуковая активность, издаваемые звуки однообразны, интонационально невыразительны..
В связи с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата нарушаются условия протекания долингвистического развития. Не формируются вовремя и в полном объёме предречевые локализазии. Ребёнок лишается интенсивного лепета и естественно артикуляционной игры. Этим самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата… Из-за нарушения аэродинамических условий речеобразования,а именно., в связи с утечкой воздуха через носовые ходы, звуки. Издаваемые ребёнком, приобретают носовой( гнусавый) оттенок, неозвучиваются и тем самым не получают слухового подкрепления.
Нарушение нёбно-глоточных структур ведёт к компенсаторному перемещению артикуляционных зон, к поискам удобного артикуляционного участка, в результате образуются неправильные способы овладения звуками
Закреплению неправильных артикуляций способствует также патологическая позиция языка и глотки: кончик языка оттянут от резцов, корень языка занимает высокую позицию, сдвинут в заднюю зону ротовой полости, глотка находится в приподнятом состоянии. Движение языка, губ,.челюсти ограничены в связи с компенсаторным напряжением их мышц. Ребёнок слабо ощущает положение и движение органов артикуляции. Это затрудняет выполнение целенаправленных движений, усиливает явления « диспраксии», нарушения звукопроизношения. Таким образом, при неблагоприятных условиях воспитания у детей с врождённой расщелиной губы и неба отстают в развитии:
-механизмы слухового приёма и контроля;
-механизмы управления и контроля за движением органов артикуляции;
-психологическая база речи ( внимание, память, воображение )
Поэтому предупреждение задержки речевого развития у детей с данной аномалией развития должно вестись в плане:
-развития потребности в общении;
- стимуляции гуления и лепета;
- формирования зрительного сосредоточения; способности следить движужимися предметами;
- развития слухового сосредоточения; умения локализовать звук в пространстве
Развития и общей и мелкой моторики пальцев рук
Формирование артикуляционного праксиса и вызывания звуков родного языка.
Формирование артикуляционного праксиса у детей преддошкольного возраста следует проводить опосредованным путём; так как у них отмечается задержка в формировании контроля и управления органами артикуляции.
Дети еще не ощущают положение языка, губ, челюсти при произнесении того или иного звука.
Поэтому артикуляционная гимнастика проводиться не по прямой словесной инструкции взрослого, а опосредованным путём, путём вызывания образа того или
иного артикуляционного движения, позы или звука. Путём игротерапии..
Таким образом для детей с врождённой расщелиной губы и нёба в этом возрасте нельзя принуждать к выполнению движений а следует побуждать к выполнению опосредованным путём.