Главная  :: Услуги  :: Этапы нормального речевого развития у детей.

Этапы нормального речевого развития у детей.

Этапы   нормального  речевого  развития у детей.

Нормальное речевое  развитие речи служит показателем общего развития. Усвоение родного языка  происходит со строгой закономерностью  и характеризуется одинаковыми  чертами у разных детей. Речь как одна из важнейших функций головного мозга не является врождённой, как некоторые элементарные формы  нервной  деятельности, а развивается по законам  условных рефлексов. Её развитие связано с развитием и усовершенствованьем мозга. На основе врождённых безусловных рефлексов в коре головного  мозга создаются условные связи  между различными отделами мозга и голосовым аппаратом. Нервные импульсы из области   речедвигательного анализатора через  черепномозговые нервы приводят в движение органы речи. Обратная связь от  периферии к центру осуществляется по  кинестетическому  и слуховому пути.

На основе такой  системы обратных связей  формируется  вторая сигнальная  система ( особенно функцией  слухового и зрительного анализаторов).

Итак, для нормальной речи и её развития у ребёнка необходимо.

1.Нормальное  строение и функция центральной нервной системы и речевых центров;

2.Нормальное  состояние органов голосо- и   речеобразования( гортань,  глотка, полсть рта, дыхательный аппарат  и  др.);

3.Нормальный  слух, который необходим не только для восприятия и подражания речи окружающих, но и для контроля собственной речи.

Современные дети  демонстрируют поздний темп созревания: позже появляются первые слова к  году( раньше-  6-7 месяцев);  фразовая речь к 2 (раньше- к 1,5 годам); поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В5-6 лет у таких детей наблюдается несформулированность всех компонентов языка( фонетики, грамматики, лексики) т. е. нарушение речи.  Уровень развития речи определяется по лексическому запасу ребёнка, умению актуализировать слова в самостоятельной  речи.  Дети медленно актуализируют слова в самостоятельной речи.  Современная жизнь диктует свои законы:  речь людей становится деловой, даже не в деловой обстановке, сухой,  лишенной образности, яркости..  Хорошее владение речью- это искусство, которому надо  учиться не один год. От этого зависят и профессиональная карьера и социальный статус человека. Опыт подтверждает,  чем   раньше ребёнок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе. Вот здесь на первый план выходит раннее обучение детей чтению, оно является профилактикой дислексии и дисграфии.. а также средством познания мира.. Известно, что вторичное отклонение легче предупредить, чем исправить  уже сформировавшееся нарушение. Традиционно в логопедической практике нарушения письменной речи рассматриваются как следствие патологии устной речи.

Каждый ребёнок  дошкольного возраста дважды в год  обследуется по таким параметрам:

-звукопроизношения;

-фонематические  процессы;

-словарный запас;

-грамматический  строй речи;

Связанная речь.

Нарушение несколько  групп звуков,  недостаточное  произношение одной группы звуков. В речи ребёнка может быть изолированное  произношение всех групп, но при речевой нагрузке-  наблюдается смазанность звуков .У детей с нарушением речи активный словарь  ниже нормы, фразовая речь аграмматична, допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании..

Этапы речевого развития:

- В 6 месяцев  ребёнок начинает лепетать, подражательно повторять. Накапливать отдельные сдоги.

-Для 7-8-месячного  ребёнка характерно развитие  реакций на  интонацию и ритм  речи.

-К концу года  дети обычно начинают говорить  отдельные слова.

Появлением первых слов заканчивается подготовительный этап собственного развития речи. Становление активной речи. Первыми обычно появляются 2-х  сложные слова с повторяющимися  словами.

-К концу 2-го  года слова становятся более  точными. Речь превращается в  средство общения: ребёнок просит,  требует, сообщает что-то.

-К 3-м годам речь в основном  сформирована, остаются аграмматизмы, неправильное произношение отдельных звуков.

Звукопроизношение обычно формируется к 5-и годам, полностью  усваивается обиходный словарь.

К 7-и годам  система грамматики практически освоена, ребёнок  овладел  разговорно- бытовым стилем речи. Однако  развитие речи не заканчивается.а продолжается в школьном возрасте: ребёнок постигает  элементы литературного языка, письменную речь.