Механизмы становления звуков речи у детей с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата.
Наличие врождённой расщелины губы и нёба ставит ребёнка с момента рождения в условиях существования, отличающиеся от здоровых детей.
В связи с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата нарушаются условия протекания долингвистического развития, отстают в развитии механизмы слухового контроля и управления органами артикуляции…. Это и составляет основные причины, задерживающие усвоение звукопроизношения у детей. Знание механизмов нарушения звукопроизношения у детей с врождённой расщелины губы и нёба рекомендует раннюю логопедическую помощь. Логопедическая помощь заключается в том, что проводится артикуляционная гимнастика и вызывание звуков речи опосредственным методом
Динамика коррекционного обучения свидетельствует о том, что при своевременно начатой и систематической работе оказывается возможным скорригировать дефекты звукопроизношения у детей с врождённой расщелиной губы и нёба в более раннем возрасте. Изучение проблемы обучения и воспитания детей, имеющих врождённую расщелину губы и нёба показывает, что коррекция речевой деятельности детей в большинстве случаев начинается в дошкольном возрасте, когда уже сформирован речевой патологический стереотип. В ряде работ и в практике имеется выводы по коррекции фонематической стороны речи в преддошкольном возрасте. Но при этом коррекция артикуляционного праксиса и постановка звуков осуществляется традиционными методами, не учитывая психологические механизмы становления звуков речи в онтогенезе, а ранние хирургическое и ортоднтическое лечение создаёт условия
для обучения по формированию фонетической стороны речи у детей, имеющих врождённую расщелину губы и нёба. Имеются пособия ,в которых излагаются теоретические положения, необходимые для понимания природы нарушений фонематической стороны речи у детей с врождённым дефектом неба и губы и показана связь между недостаточным функционированием артикуляционного аппарата, уровнем речевого недоразвития и становлением звуков речи.
Существует система логопедической работы по проведению артикуляционной гимнастики и вызыванию звуков речи опосредственным путём. Динамика коррекционного обучения свидетельствует о том, что в процессе своевременно начатой и систематической рабоы оказывается возможным скоррегировать дефекты в в речевом развитии детей с врождённой расщелиной губы и нёба в ранние сроки.