Главная  :: Услуги  :: Ринолалия

Лечение ринолалии

Сущность ринолалии и ее формы.

Ринолалия – речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков. Ринолалия чаще всего является следствием выраженного дефекта неба - расщелин. Наличие расщелины обуславливает полное или частичное соединение двух резонаторов: полстей рта и носа. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи. В  результате этого во время речи нарушается направление воздушной струи и, следовательно, при образовании звуков речи возникает специфический назальный (носовой) акустический эффект.
 
Сущность ринолалии характеризуется симптомами:
  1. Изменение положения и активности языка.
  2. Нарушения деятельности мышц, осуществляющих движение  мягкого неба.
  3. Изменение взаимодействия мышц всего периферического конца речедвигательного анализатора.
  4. Тотальное нарушение звукопроизношения.
Ринолалия - нарушение и тембра голоса и звукопроизношения обусловленное анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия, обусловленная врожденным несращением губы и неба представляет серьезную проблему для хирургической стоматологии, ортодонтии, логопедии.  Врожденные расщелины неба  оказывают отрицательное влияние на развитие речи ребенка. При расщелинах губы и неба все звуки приобретают носовой или назальный оттенок, который грубо нарушает внятность речи, возникает специфическое нарушение голоса и произношения. При ринолалии раннее логопедическое воздействие у дошкольников с включением родителей дает положительные результаты и влияние, а так же успешное формирование звукопроизношения. Успешному формированию звукопроизношению помогают разработанные микропрограммы помощи ребенку с нарушением речи и форм включения родителей  в систему коррекционно-воспитательного воздействия. Работа  с родителями по исправлению речевого дефекта расценивается как опосредственное  (непрямое) воздействие на ребенка. Существуют  логопедические средства предупреждения дефекта речи.
 

Ринолалия у детей

В раннем возрасте (до года) рекомендуется укладывать ребенка в положение, стимулирующее удержание кончика языка как можно ближе к альвеолам. Это возможно при лежании на животе или на боку. В 8-10 месяцев у ребенка появляется лепет.
Ребенок начинает произносить звукосочетания (агу, и-и-и.мам-мам и т. д.) В это время он в некоторой степени начинает понимать обращенную к нему речь.
Он может  показать глазками или пальчиком можно неменее, например: "где мама", "баба", "часы" и т. д., или с помощью звуков показать (изобразить), как плачет девочка ("а-а а"). 
Именно в это время нужно начинать работу по предупреждению дефектов речи при расщелинах неба.
Следует применять игры на звукопроизношение, дыхание. 
 
Игры-упражнения следует проводить с ребенком, не надоедая ему, а постепенно приучая его к занятию. Приступать к целенаправленному исправлению ринолалии, проводить логопедические занятия не менее 3 раз в неделю индивидуально.
Подробности о раннем логопедическом  воздействии у ринолаликов читайте на сайте medef.ru в статье "Речевое нарушение (ринолалия). Виды ринолалии. Принципы логопедической коррекции."
 
Таким образом, при раннем проведении коррекционной работы по  преодолению речевого дефекта у детей с расщелиной  неба можно исправить речевые дефекты, особенно при активном участии родителей. Коррекция дефекта при ринолалии осуществляется медицинскими и логопедическими средствами, но, к сожалению, идеально сделанная операция без логопедических занятий  не восстанавливает у ринолалика нормальной речи, так как ринолалик продолжает использовать привычный стериотип артикуляционных движений.  
 
Итак, возможности лечения  дефекта при ринолалии определяются временем и качеством оперативного лечения, особенностями развития личности, степенью тяжести речевого дефекта и правильным выбором логопедических методик воздейстия.