Коррекционное обучение детей с общим недоразвитием речи.
Убедительно доказана необходимость ранней логопедической работы с детьми, у которых чётко прослеживается выраженное отставание в речевом развитии.
Практикой подтверждено, что наибольшей результативности в обучении 4-летних детей со 2-м уровнем речевого развития можно достигнуть на занятиях индивидуально с ребёнком. Это объясняется тем, что ребёнок лучше воспринимает задание, новый материал тогда, когда он обращён непосредственно к нему.
Доброжелательное. Внимательное отношение к ребёнку, учёт его личностных особенностей, данных психического и речевого развития являются одним из ведущих принципом обучения детей с общим недоразвитием речи.
В методику коррекционного воздействия надо включать развитие фонематического слуха.
Известно, что ребёнок сначала учится понимать речь окружающих, связывать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями, а лишь потом начинает говорить. Поэтому начальным «пусковым» периодом является развитие у детей понимания речи. При определении содержания речевого общения с детьми наиболее ранней, а ,следовательно, и наиболее простой доступной для них является ситуативная речь. Желательно, чтобы на этом этапе дети научились различать количество предметов: (много мало, один), их величину. (большой- маленький, больше-меньше), вкусовые качества.
Развитие фонематического слуха.
На игровых коррекционных занятиях надо учить ребёнка различать неречевые звуки и их направления (постукивание, пощёлкивание, шуршание бумаги и.т.д.).
Далее задания усложняются. Надо учить ребёнка дифференцировать существительные, отличающиеся одним звуком (крыша - крыса), несколькими звуками (земля- змея), глаголы, сходные по звучанию (кто везёт-несёт)
В содержание логопедических занятий включается формирование звукопроизношения и слоговой структуры слов:
- развитие фонематического слуха;
- уточнение правильного произношения звуков;
- постановка отсутствующих звуков;
- автоматизация поставленных звуков;
- закрепление навыков правильного, чёткого воспроизведения трёх-. Четырёхсложных слов в самостоятельной речи.
Становление произносительной стороны речи тесно связано с формированием слоговой и ритмической структуры. Упражнения проводятся только на базе правильно произносимых звуков.
Такой подход позволяет в сравнительно в короткий срок дать результаты коррекционно-логопедического обучения детей.