Нарушения чтения и письма у детей и основы охраны детской речи в период её развития.
Нормальное речевое развитие речи служит показателем общего развития. Усвоение ребёнком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется одинаковыми чертами у разных детей.
Этапы нормального речевого развития у детей:
- В 6 месяцев ребёнок начинает лепетать. Подражательно повторять, накапливать отдельные слоги.
- Для 7-8-месячного ребёнка характерно развитие реакций на интонацию и ритм речи.
- К концу года дети обычно начинают говорить отдельные слова. Появлением первых слов заканчивается подготовительный этап собственного развития речи, становление активной речи. Первыми обычно появляются 2-х сложные слова с повторяющимися словами. К концу 2-го года слова становятся более точными. Речь превращается в средство общения: ребёнок просит , сообщает что-то. Параллельно с развитием словаря идёт развитие грамматического строя речи.
- К 3-м годам речь ребёнка в основном сформирована , остаются аграмматизмы , неправильное произношение отдельных звуков.. Звукопроизношение обычно формируется к 5-и годам , полностью усваивается обиходный словарь.
- В 5-6 лет ребёнок усваивает типы склонений , спряжений.
- К 7-ми годам система грамматики практически освоена, ребёнок овладел разговорно-бытовым стилем речи
Однако развитие речи не заканчивается , а продолжается в школьном возрасте: ребёнок постигает элементы литературного языка , письменную речь.
Необходимо приложить все старания, чтоб период развития речи протекал в благоприятных условиях и для этого устранять влияния, которые могут нарушать правильное развитие речи. Из окружающих надо отдалять лиц с дефектами речи. В периоде становления самостоятельной речи следует помнить, что порогу понимания речи предшествует моторная способность продукции речи, ребёнок не может произносить трудные голосовые нагромождения и многосложные слова.
При необходимых затруднениях следует помогать ребёнку, подсказывать ему слова , или закончить трудный оборот речи, чтоб предупредить возможность расстройства речи.
Серьёзной ошибкой бывает принуждение выговаривать буквы или слова, которые даются трудно. Ребёнок быстро узнаёт свою артикуляционную неспособность. Он упрямо молчит тем дольше, чем больше его заставляют.
Особенно это наблюдается у детей с запоздалым развитием речи, у которых при чрезмерном принуждении к повторению появляется протест, и даже может возникнуть молчание.
Побуждать ребёнка к разговору следует, но побуждать нельзя. Способных, особенно первых. Детей лучше оставлять в период речи в покое, не загружать их преждевременным заучиванием сказок. Следует соблюдать чувство меры. Пополнение детского словаря достигается при спокойном разговоре лучше при чтении сказок. Произношение при разговоре с детьми должно быть ясным, точным, темп – не слишком быстрым и не слишком медленным. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребёнка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний, представлений об окружающем.
Таким образом, речь, её развитие самым тесным образом связана с развитием мышления, что составляет основу обучения. Нередко дети с неправильным произношением многих звуков несколько отстают в развитии, так как их речь бывает малопонятной, что нарушает контакт с окружающими, мешает формированию фразовой речи, а следовательно, сказывается на логическом мышлении. Чтобы не пропустить различные недостатки речи, а также предупредить их появление, каждый ребёнок должен регулярно проходить диспансеризацию у логопеда чтобы не пропустить задержку речи у ребёнка (бедность словарного запаса, малопонятная речь, неправильная фраза) и своевременно исправить. В практике логопеда часто встречается в первом классе недостатки в устной речи, когда ребёнок произносит и различает сходные речевые звуки (дифференциация звуков) , что так важно для предупреждения ошибок в письме. Таким образом, наряду с патологией устно речи существует и нарушение письменной речи. Как показывает готовность к звуковому анализу у логопатов-дошкольников хуже , чем у нормально говорящих детей, у них и страдает письмо и чтение. У таких детей уже в первом классе появляются ошибки стойкого характера.
Дисграфия - нарушения становления процессов письма и одна из форм недоразвития письменной речи, также проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Данные нарушения чаще выявляются в 6-8 летнем возрасте, они тесно связаны с биологическим созреванием головного мозга. Это означает наличие дефицита в обучении навыков чтения и письма, но не утрату уже приобретённых навыков.
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющегося в повторяющихся ошибках стойкого характера. У детей с дислексией в процессе чтения наблюдаются следующие основные типы ошибок:
Замены и смешения звуков при чтении:
- Замены фонетически близких звуков .в том числе звонких и глухих ( д-т . з-с, б-п. ж-ш. ,г-к,в-ф ) аффрикат ( ч-ш, ч-ц .ч=т , ц-с ,
- Замены букв по оптическому сходству( (п-н, п-и, п-т, у-и, ш –и, м-ш ,м-л .,л-и, б-д, в-д, н-к.,ц-ш .с-о , с-е)
Побуквенное чтение: нарушение слияния звуков в слоги и слова, которые проявляются в согласных и гласных при отсутствии стечения, добавления звуков; перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов
Нарушения понимания прочитанного на уровне отдельного слова, предложения или текста.
Аграмматизмы: отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласовании существительного и прилагательного.
Дисграфия – нарушение становления процессов письма и одна из форм недоразвития речи, которая затрудняет обучение детей по русскому и чтению. Различают основные типы ошибок при письме: оптические, фонематические, грамматические
Одно из необходимых условий воздействия на дефект чтения и письма – раннее распознавание настораживающихся признаков речевого недоразвития.
Коррекция недостатков письма и чтения требует постоянных систематических занятий с логопедом до полного искоренения дефектов. После такой поэтапной подготовки дети хорошо справляются с программой в школе оказываются хорошо подготовленными к усвоению чтения и письма. Работа с дисграфиками ведётся индивидуально групповые занятия не подходят по несколько причинам.
Во-первых, даже на одном этапе занятий дети одного возраста могут нуждаться в разных рекомендациях, поскольку каждый организм обладает индивидуальной выносливостью, количество упражнений, как и комплекс подбирается индивидуально.
Коррекция недостатков письма и чтения требует постоянных систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени. В результате чего может снизиться общая успеваемость. Поэтому необходимо предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолевать.
Чтобы не пропустить недостатки письма и чтения, необходимо проверить фонематический слух на консультации у логопеда и пройти тесты на подготовленность ребёнка к школе.