Этапы нормального речевого развития у детей.
Этапы нормального речевого развития у детей.
Нормальное речевое развитие речи служит показателем общего развития. Усвоение родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется одинаковыми чертами у разных детей. Речь как одна из важнейших функций головного мозга не является врождённой, как некоторые элементарные формы нервной деятельности, а развивается по законам условных рефлексов. Её развитие связано с развитием и усовершенствованьем мозга. На основе врождённых безусловных рефлексов в коре головного мозга создаются условные связи между различными отделами мозга и голосовым аппаратом. Нервные импульсы из области речедвигательного анализатора через черепномозговые нервы приводят в движение органы речи. Обратная связь от периферии к центру осуществляется по кинестетическому и слуховому пути.
На основе такой системы обратных связей формируется вторая сигнальная система ( особенно функцией слухового и зрительного анализаторов).
Итак, для нормальной речи и её развития у ребёнка необходимо.
1.Нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров;
2.Нормальное состояние органов голосо- и речеобразования( гортань, глотка, полсть рта, дыхательный аппарат и др.);
3.Нормальный слух, который необходим не только для восприятия и подражания речи окружающих, но и для контроля собственной речи.
Современные дети демонстрируют поздний темп созревания: позже появляются первые слова к году( раньше- 6-7 месяцев); фразовая речь к 2 (раньше- к 1,5 годам); поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В5-6 лет у таких детей наблюдается несформулированность всех компонентов языка( фонетики, грамматики, лексики) т. е. нарушение речи. Уровень развития речи определяется по лексическому запасу ребёнка, умению актуализировать слова в самостоятельной речи. Дети медленно актуализируют слова в самостоятельной речи. Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже не в деловой обстановке, сухой, лишенной образности, яркости.. Хорошее владение речью- это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависят и профессиональная карьера и социальный статус человека. Опыт подтверждает, чем раньше ребёнок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе. Вот здесь на первый план выходит раннее обучение детей чтению, оно является профилактикой дислексии и дисграфии.. а также средством познания мира.. Известно, что вторичное отклонение легче предупредить, чем исправить уже сформировавшееся нарушение. Традиционно в логопедической практике нарушения письменной речи рассматриваются как следствие патологии устной речи.
Каждый ребёнок дошкольного возраста дважды в год обследуется по таким параметрам:
-звукопроизношения;
-фонематические процессы;
-словарный запас;
-грамматический строй речи;
Связанная речь.
Нарушение несколько групп звуков, недостаточное произношение одной группы звуков. В речи ребёнка может быть изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке- наблюдается смазанность звуков .У детей с нарушением речи активный словарь ниже нормы, фразовая речь аграмматична, допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании..
Этапы речевого развития:
- В 6 месяцев ребёнок начинает лепетать, подражательно повторять. Накапливать отдельные сдоги.
-Для 7-8-месячного ребёнка характерно развитие реакций на интонацию и ритм речи.
-К концу года дети обычно начинают говорить отдельные слова.
Появлением первых слов заканчивается подготовительный этап собственного развития речи. Становление активной речи. Первыми обычно появляются 2-х сложные слова с повторяющимися словами.
-К концу 2-го года слова становятся более точными. Речь превращается в средство общения: ребёнок просит, требует, сообщает что-то.
-К 3-м годам речь в основном сформирована, остаются аграмматизмы, неправильное произношение отдельных звуков.
Звукопроизношение обычно формируется к 5-и годам, полностью усваивается обиходный словарь.
К 7-и годам система грамматики практически освоена, ребёнок овладел разговорно- бытовым стилем речи. Однако развитие речи не заканчивается.а продолжается в школьном возрасте: ребёнок постигает элементы литературного языка, письменную речь.