Нарушение голоса и клинико-педагогический подход к нарушениям голоса.
Причины расстройства голоса весьма разнообразны: это могут быть заболевания гортани, носоглотки, неправильная техника голосоподачи ,снижение слуха.
Указанные этиологические факторы приводят к органическим и функциональным нарушениям голоса.
Эта условная дифференциация расстройств голоса на органические и функциональные нарушения имеет значение для выбора методов фониатрического лечения и прогноза логопедических занятий.
Так называемые функциональные расстройства связаны с временными, преходящими изменениями в функции гортани голосовых складок, поэтому в результате логопедических занятий может быть восстановлен нормально звучащий голос.
При органических нарушениях имеются стойкие патологоанатомические изменения в строении гортани, голосовых складок, надставной трубы, поэтому восстанавливается коммуникативная функция голоса, но его качество по силе, высоте и тембру в большей
или меньшей степени отличается от нормального звучания голоса.
Глубокое изучение расстройств голоса возможно лишь при комплексном исследовании больных рядом специалистов. При этом первостепенное значение имеет обследование клиническое ( фониатрическое, неврологическое),логопедическое. При всех нарушениях голоса отмечается время появления дефекта. Логопедический аспект классификации называет и вскрывает сущность того или иного расстройства голоса
Таким образом, наиболее целесообразным является клинико-педагогический подход к нарушению голоса, который заключается в медицинском, логопедическом анализе расстройств голоса. Анализируя медицинский аспект классификации, надо учитывать:
1. Какой из речевых анализаторов нарушен ( речедвигательный или речеслуховой);
2. Какой отдел анализатора нарушен (переферический или центральный);
3. Каков характер нарушения ( расстройства органического или функционального характера).
Кроме того, выясняем время появления дефекта. Большинство органических и функциональных нарушений голоса являются приобретёнными в процессе развития детского организма, формирования личности ребёнка, его речевой функции. Исключения составляют центральные органические нарушения голоса, которые могут быть как врождёнными, так и приобретёнными ( афония, дисфония , при анартрии, дизартрии), а также периферические нарушения голоса, связанные с врождённым дефектом мягкого нёба ( ринолалия, дисфония при врождённой глухоте).
Почти все функциональные нарушения голоса приобретаются ребёнком или в процессе формирования речи, или в процессе формирования речи, или уже после того, как речь сформирована.
Логопедический и клинический пути изучения облегчают прогнозирование дефекта.
Отсутствие анатомических изменений в строении гортани вселяет надежду в возможности полного восстановления голоса, т.е. нормально звучащего.
Таким образом, клинико-логопедический подход к нарушениям голоса даёт возможность глубоко вскрыть природу и сущность нарушения и наметить пути коррекционной работы.