Обследование детей с нарушением речи.
Подробное обследование детей с нарушением речи помогает разбираться в диагностике речевых нарушениях. На консультации необходимо подробно собрать сведения о развитии речи ребёнка. Выясняется время появления и характер гуления, лепета
Например, у детей с нарушенным слухом гуление, как правило бывает, а лепета нет.
Отсутствие лепета или его скудность могут указывать также на алалию или анартрию у ребёнка.
Логопед должен знать, что обнаружил врач в процессе обследования, чтобы понять состояние ребёнка и определить эффективный метод воздействия в логопедической работе. Одним из основным моментов обследования ребёнка с речевым нарушением является исследование состояния центральной нервной системы. Речь развивается на основе слуха, поэтому поражение слухового анализатора всегда отражается на состоянии речи. При нарушении слуха страдает вся система речи: словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение. Острота слуха исследуется несколькими способами. Наиболее простой способ- исследование слуха речью. Это недостаточно точная, субъективная проверка, однако на практике она широко применяется. Более точно состояние слуха исследуется злектрической аппаратурой- аудиометрами.
Исследуется воздушная и костная проводимость. Определяется место поражения (звукопроводящий или звукопринимающий аппарат ). В ходе обследования устанавливается состояние восприятия ( понимания речи) и воспроизведения (собственная речь). Для понимания обращенной речи ребёнку предлагается показать название картинки или предметы. Выполнить какую-нибудь инструкцию.Понимание грамматических форм проверяется специальными заданиями ( понимание сложных констукций:» покажи ручку карандашом, карандаш ручкой» понимание временных, предложных и других кострукций:» положи в, на, под стол, покажи , что едят, из чего едят, чем едят, чем запирают дверь?, какого цвета трава? Кто такой космонавт?
Входе выполнения подобных заданий удаётся выяснить пассивный запас слов ребёнка и установить уровень понимания.
Обследование проводится в присутствии родителей, чтобы они видели возможности ребёнка, его трудности, чтобы правильно оценить советы специалистов Приёмы обследования не могут быть стандартными, они всегда индивидуально направлены. Это позволяет сделать обследование более качественным с наименьшей потерей времени.Правильно организованное комплексное обследование позволяет точнее диагностировать речевые нарушения, что очень важно для выбора соответствующих методов логопедической работы.