Закрытая ринофония.
Закрытая ринофония (закрытая гнусавость) образуется при пониженном носовом резонансе при произнесении звуков речи. Самый сильный носовой резонанс у носовых звуков "м", "н", потому при их произношении носоглоточный затвор остаётся открытым и воздух проникает прямо в носовую полость. Кроме носовых, при закрытой гнусавости, меняется также звук гласных заглушением определённых тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные приобретают неесественный, мёртвый оттенок. Причины органической закрытой ринофании - различные болезненные процессы в носоглотке - аденоиды, полипы, искривление носовой перегородки. После удаления больших аденоидных разрастаний иногда закрытая гнусавость не уменьшается, а сохраняется в форме привычной закрытой гнусавости.
Функциональная закрытая ринофония трудна диагностически. Звучание носовых согласных "м" и "н" при закрытой ринофонии может быть неизменным, но меняется тембр голоса за счёт неточного звучания гласных звуков - они приобретают деназализованный, приглушенный, монотонный оттенок за счёт заглушения от отдельных тонов в носоглоточной и носовой полстях.
Таким образом, с анатомо-физиологической точки зрения возникновение ринофании объясняется рядом причин, которые нарушают взаимосвязь. Взаимообусловленность и взаимодействие артикуляционных дыхательных механизмов, а также нормальное соотношение носовой и ротоглоточной полостей, что лежит в основе нормальной деназализованной фонации.
Лечение закрытой ринофонии (гнусавости)
При органической закрытой гнусавости устраняются причины непроходимости носовой полости. Если же после устранения непроходимости закрытая гнусавость продолжается, то надо прибегнуть к логопедической работе , как при функциональной закрытой гнусавости.
При функциональной закрытой гнусавости систематически упражняем носовые звуки.
Заставляем произносить их протяжно, чтобы больной ощущал сильную вибрацию на крыльях носа и на основании носа. Затем заставляем произносить слога таким образом, чтобы гласные звучали в нос. Таким же образом упражняем гласные перед носовыми звуками. Назализованная речь снижает коммуникативные возможности ребёнка, создаёт для него речевые и психологические трудности общении в обществе, школе.
Поэтому ранняя коррекционная логопедическая работа создаёт все условия для полноценного речевого общения и обучения.