Необходимость устранения дислалии в дошкольном возрасте.
Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий дефект
Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное- она гибка и податлива. Поэтому все виды дислалии преодолеваются легче и быстрее.
Необходимо также учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьёзных осложнений и вызвать другие дефкты устной и письменной речи ребёнка.
Как это происходит?
Известно, что в процессе экспрессивной речи и, следовательно, при произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Именно кинестетические раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия.
Нарушение же фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух( не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.
По этой же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи.
Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».
Таким образом, можно отметить, что у ребёнка целая « цепь» нарушений: фонетико-фонематические и лексико-грамматические. Иными словами, в результате сложной дислалии появляется нарушение фонематического восприятия, которое впоследствии приводит к общему недоразвитию речи. А общее недоразвитее речи, если его не устранять в дошкольном возрасте, обязательно повлечёт за собой в дальнейшем нарушения письма и чтения.
Вот какие серьёзные последствия может повлечь за собой дислалия если её своевременно не выявить и не устранить.
Современные дети демонстрируют поздний темп созревания т. е. децелерация.
Сущность децелерации заключается в замедленном темпе роста и в развитии детей.
Фразовая речь появляется к 2,5 годам, поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение.
В 5-6 лет у таких детей наблюдается несформированность всех компонентов языка( фонетика, грамматика, лексика), т.е. массированное нарушение речи.
Уровень сформулированности языковой компентенции определяется по лексическому запасу ребёнка, умению актуализировать слова в самостоятельной речи.
Приступать к целенаправленному исправлению речевых нарушений следует как можно раньше. Логопедические занятия с детьми проводятся не менее 3х раз в неделю индивидуально., так как даже на одном этапе занятий дети одного возраста могут нуждаться в различных рекомендациях.
Каждый детский организм обладает индивидуальной выносливостью, поэтому количество упражнений как и их комплекс, подбирается индивидуально.
Раннее логопедическое воздействие у дошкольников с включением родителей даёт положительный результат и влияние , и успешное формирование звукопроизношения
Необходимо, чтобы были разработаны микропрограммы помощи ребёнку с нарушением речи и форм включения родителей в систему коррекционно- воспитательного воздействия.
Ранняя коррекция отклонений речевого развития у детей имеет важное значение для нормализации речи, предотвращения трудностей в обучении и выбора профессии.